ПРАЗДНИКИ
*** ПАСХА***
***
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
*РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО................................. 7 ЯНВАРЯ
*ТРОИЦА(ПЯТИДЕСЯТНИЦА) НА ПЯТИДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ПАСХИ.
*СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ .................................15 ФЕВРАЛЯ
*КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ(БОГОЯВЛЕНИЕ) .....................19 ЯНВАРЯ
*ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ ............................ 19 АВГУСТА
*ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
*ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.............НА СОРОКОВОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ПАСХИ
*ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ...................... 27 СЕНТЯБРЯ
*РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.................... 21СЕНТЯБРЯ
*ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.............. 4 ДЕКАБРЯ
*БЛАГОВЕЩЕНИЕ........................................ 7 АПРЕЛЯ
*УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ............................. 28 АВГУСТА
***
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ
*ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ..................................14 ЯНВАРЯ
*РОЖДЕСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ........................... 7 ИЮЛЯ
*АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ..............................12 ИЮЛЯ
*УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ................11 СЕНТЯБРЯ
*ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ..............................14 ОКТЯБРЯ
***
Из книги Терещенко Александра Власьевича( автор семитомного труда о быте русского народа, российский ученый 19-го века) "Быт русского народа":
***
Ерофеич.
Водка делалась у нас прежде, по свидетельству иностранцев, столь крепко, что подобной ни у какого народа не бывало. Крепость ее усиливали еще посредством различных пряностей, кореньев и трав. Приправленная этим способом она называлась настойкой, наливкой, травником и ерофеичем. Последний стал известен во ворой половине 18-го века. Он вошел в употребление около1768г, но прежде всего в Петербурге. Граф Алексей Григорьевич Орлов был болен; врачи истощили все способы для его излечения. Тогда славился своим искусством цирюльник Ерофей. Граф прибег к его помощи. Посредством трав, настоянных на водке, которая получила впоследствии название ерофеича, он совершено излечил его, за что от графа и императрицы получил великое награждение. Ерофей не имел никаких познаний во врачевании, но он знал свойства трав, которые узнал, находясь в Китае, у тамошнего врача.
***
Пиво и перевар.
Пиво называлось прежде олуй. Оно делалось крепким и было разных названий и цветов,обыкновенное -- черное и белое. Каждый зажиточный крестьянин сам готовил его для себя.
Перевар, древнее русское горячее, упоминается в отечественных летописях в начале 12-го века(1128г). Великий князь Всеволод, пируя с боярами, приказал выставить для народа по улицам: вина, меда, перевара, овощей и всякого кушанья. Перевар -- то же самое ,что сбитень,назывался еще взваром. Он готовился из меда на зверобое, шалфее, лавровом листе, имбире и стручковом перце. В 19-м веке употреблялся просыми людьми. Продавцы разносили его в саклах ( медных чайниках), имеющих форму самовара и обернутых в холст. Другие кипятили его в самоварах, выставленных перед лавочками или на рынках, и продавали стаканами. Для кипячения сбитня в сосудах, русские выдумали самовар, но время его появления неизвеcтно.
***
Из книги Игумена Аристарха " Что надо знать о православном церковном этикете":
Глава " На приходе".
При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве. В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Ещё до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым ( белое духовенство) или же приняв монашество ( черное духовенство).С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата ("целибат" - по-латыни "холост"). Диаконы и священники-целибаты так же относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они не редки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства.
Священническая иерархия может быть представлена так:
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО..............................ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
1.ДИАКОН
Диакон ..............................................Иеродиакон
Протодиакон...........................................Архидиакон
2.СВЯЩЕННИК
Иерей или священник....................................Иеромонах
Протоиерей...................................Игумен
Митрофорный протоиерей.......................Архимандрит
3.ЕПИСКОП(АРХИЕРЕЙ)
................................................Епископ
................................................Архиепископ
................................................Митрополит
................................................Патриарх
Если монах принимает схиму ( высшая монашеская степень), то к названию его сана прибавляется приставка "схи" -- схимонах, схииеродиакон, схииеромонах, схиигумен, схиархимандрит, схиепископ ( архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией).
В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так не является нейтральным обращение "отец" без употребления имени. Оно или фамильярно, или функционально (характерно для общения священнослужителей между собой). Вопрос о том, в какой форме(на "ты" или на "вы") следует обращаться в церковной среде, решается однозначно -- на "вы" (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: "оставь нам", "помилуй меня"). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение преходит на "ты". И все же при посторонних проявление близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Так, жена диакона или священника, разумеется разговаривает дома смужем на "ты", но подбное ее обращение на приходе режет слух. Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: "отец Иоанн" (не "отец Иван")," диакон Сергий" (а не "диакон Сергей"), "Патриарх Алексий" (а не Алексей").ОБРАЗ ДОМАШНЕЙ ЖИЗНИ.
***
Из книги Костомарова Николая Ивановича:
***
Предки наши, как знатные, так и простые, вставали рано: летом с восходом солнца , осенью и зимою за несколько часов до рассвета. В старину счет часов был восточный, заимствованный из Византии вместе с церковными книгами. Сутки делились на дневные и ночные часы; час солнечного восхода был первым часом дня; час заката - первым часом ночи. Седьмой час утра по нашему часоисчислению был первым часом дня; седьмой час вечера - первым часом ночи. Исчисление это находилось в связи с восточным богослужением: на исходе ночи была служба заутреня; богослужебные часы: первый, третий, шестой и девятый знаменовали равноименные денные часы, а вечерня - окончание дня.
Русские согласовали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком. Вставая ото сна, русский тот час искал глазами образа, чтоб перекреститься и взглянуть на него;сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая ото сна, крестился на восток. После омовений и умываний одевались и приступали к молению.
Если день был праздничный, тогда шли к заутрени, благочестие требовало, чтоб встать ранее и прийти в церковь со звоном еще до начала служения заутрени. Если же день был простой или почему-нибудь нельзя было выходить, хозяин совершал должное богослужение по книге, когда умел грамоте. У знатных особ были свои домашние церкви и домовые священнолужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовнею, после утреннего богослужения священник кропил святою водой. Окончив молитвословие, погашали свечи, задергивали пелены на образах, и все расходились к домашним занятиям.
Там, где муж допускал жену до управления домом, хозяйка держала совет, что делать в предстоящий день. В таких домах на хозяйке лежало много обязанностей. В богатых домах она должна была трудиться и показывать пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже. Но не у всех жен уделом была такая деятельная жизнь; большею частью жены знатных и богатых людей по воле мужьев вовсе не мешались в хозяйство; всем заведовали дворецкий и ключник.
Хозяину в утреннее время считалось нужным обойти службы. Хозяин навещал конюшню, хлевы ;приказывал пригонять перед собой несколько отборных штук скота, кормил их из своих рук , потому что когда сам хозяин из своих рук кормит их, то от того плодородие умножается.
Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или черная работа, русский считал приличным вымыть руки,сделать перед образом три крестных знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, то принять благословение священника.
В полдень наступало время обеда. Стол накрывался скатертью, но не всгда это правило соблюдалось, часто обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб.Цари и знатные люди,обедали отдельно от прочих членов семьи: жены с детьми трапезовали особо; незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне обедали вместе с женами и прочими членами семьи; во время же званых обедов особы женского пола никогда не обедали там, где сидел хзяин с гостями.
Обыкновенно кушанье подавали разрезанное на тоние куски,так что можно было взять их в руки и понести в рот; от этого тарелки, поставленные в начале обеда перед обедавшими, не переменялись, потому что каждый брал руками с стоявшего перед гостями блюда куски и клал в рот, касавшись своей тарелки только тогда, когда случалось бросать на неё кость.Суп подавался на два человека в одной мисе.Такой способ обедать приводил в омерзение иностранцев, чуждых нашим обычаям; им не равилось и то, что русские за столом зевали, вытягивались. Прежде всего пили водку и закусывали хлебом, потом подавали в скоромные дни холодные кушанья, состоявшие из вареного мяса с различными приправами, потом ели горячие,потом жареные, а далее взвары, за ним молочные кушанья, лакомые печенья и, наконец, овощные сласти. В постные дни тем же порядком подавали холодную рыбу или капусту, потом жидкие кушанья, далее жареную рыбу, взвары и, наконец, овощи.На званых обедах было чрезвычайное множество кушаньев - до пятидесяти(!) перемен.
После обычного обеда ложились отдыхать.Это был повсеместный и освященный народным уважением обычай. Спали, пообедавши и цари, и бояре, и купцы, и простой народ. Не спать или, по крайней мере не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от предковских обычаев.Этот отдых был тем необходимее, что руские любили очень плотно покушать, имея возможность и достаток. Вставши от послеобеденого сна , русские опять принимались за обычные занятия.
Вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее богослужение. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами. После вечернего молитвословия считалось непозволительным есть и пить; все скоро ложились спать.
Русские ходили в баню очень часто; она была первою потребностию в домашней жизни как для чистоплотности, так и для наслаждения.Почти в каждом зажиточном доме была своя мыльня; для простого народа, также для приезжих везде по гордам существовали общественные, или царские, мыльни. Мыльни топились каждую неделю один или два раза. Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не страшась от этого вредных последствий. Жар был нестерпимый. Русский ложился в бане на полок и приказывал бить себя вениками до усталости, потом выбегал на воздух и бросался летом в озеро или реку, подле которых обыкновенно строились мыльни, а зимою катался по снегу или обливался холодной водою на морозе. Это было всеобщим обычаем. Баня была самым главным лекарством от всяких болезней: коль скоро русский почуствует себя нездоровым, тотчас выпьет водки с чесноком или перцем, закусит луком и идет в баню париться.
Баня была школой той удивительной нечуствительности ко всяким крайностям температуры, какою отличались русские, удивляя этим иностранцев.
***